Приемы отвлечения внимания ребенка у стоматолога
Запись опубликована · · 1 227 просмотров
Приемы отвлечения внимания:
- Во время лечения врач рассказывает сказку.
- Трансляция сказок, музыкальных произведений и литературных инсценировок по внутренней сети клиники. Ребенок может начать что-то слушать в холле, ожидая очереди на приме к врачу, а войдя в кабинет и сев в кресло, продолжать прослушивание через наушники.
- Некоторые дети пугаются надевать наушники, поэтому их лучше смонтировать на подголовнике таким образом, чтобы в момент упора головы наушники располагались над ушными раковинами. Наушники заглушают шум работающей бормашины, а также всхлипывания и стоны, которые могут доноситься из соседнего кресла. В трансляционную сеть следует вмонтировать кнопочный прерыватель. Нажимая на него, врач в нужный момент сможет прервать передачу для подачи ребенку необходимой команды и словесное внушение.
- Включение в процесс лечения зубов элементов игры для уменьшения эмоционального напряжения и ослабления болевого раздражителя.
- Игровой юмор – используются смешные таблички и рисунки, воздействующие на воображение.
- Активные игрушки – с выскакивающей фигуркой, меняющие форму при нажатии, издающие звуки и речевки, пение.
- Воздействие музыкой
- Воспроизведение цветомузыки на экране прикресельного монитора.
- Проигрывание успокаивающей музыки.
Современные исследования показали, что еще не родившиеся дети слышат музыку. Четырех- и пятимесячный плод явно реагирует на звук и мелодию, и реакции его очень разнообразны. Включите музыку Вивальди — и даже самый беспокойный ребенок расслабится. Включите Бетховена — и наиспокойнейший из детей начнет двигаться и толкаться в матке.
Сегодня во многих клиниках звучит музыка, которую подбирают на свой вкус менеджеры или администраторы. А что если вошедший в кабинет стоматолога ребенок услышит произведение, на которое, по свидетельству ученых, он реагирует положительно еще до рождения? Это может быть сочинение Вивальди, Моцарта или нечто схожее по тональности, темпу и частоте звучания.
• Воздействие через жидкую среду
Преодоление стоматологической тревожности и боязни возможно с использованием современных знаний о голосе матери, который воспринимает ребенок, находясь в ее утробе, плавая в амниотической жидкости. Оказывается, если давать детям или взрослым слушать чей-либо голос, воспроизводимый через жидкую среду, то у них при этом снимается напряжение, они погружаются в состояние равновесия и покоя.
Представьте: стоматолог, как бы играя с ребенком, включает запись, в которой объясняет, что и как будет лечить. Голос врача записан через жидкую среду. Это возврат к перинатальному периоду, который характеризуется безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной материнской энергией и устранить нежелательные внешние воздействия.
• Биологическая обратная связь
Разные варианты биологической обратной связи находят все большее применение в медицинской практике. С ее помощью вырабатываются нужные реакции организма, формируются полезные навыки и стереотипы поведения. Во взаимодействии стоматолога с детьми 6-ти лет и старше биологическую обратную связь можно проводить в форме игры для снятия напряжения, тревоги и боязни.
Типичная модель обратной связи такова: обучаемый имеет возможность отслеживать свои правильные и неправильные (эффективные и неэффективные) действия.
Например, частоту и глубину дыхания, силу и окраску эмоций, управление
голосом. Для этого человеку надо предоставить возможность видеть и/или слышать себя с помощью технических средств и самостоятельно контролировать соответствие заданным параметрам.
Так, на экране монитора показывается график частоты пульса, здесь же имеются желательные его значения (границы). Человек старается успокоиться и видит на экране результаты своих усилий — соответствуют они или не соответствуют заданным параметрам. В итоге тренировок и самоконтроля обучаемый научается регулировать частоту пульса, организм «запоминает» пределы нормы. Теперь самоконтроль осуществляется без участия зрения в разных житейских ситуациях.
М.М. Соловьев и Г.А. Хацкевич разработали систему для нейромышечной
релаксации детей с реактивной тревожностью, получившую название «Айболит».
Состоит она из усилительно-коммутационного устройства, соединенного с видео, головного телефона, микрофона и сенсорных датчиков положения головы, рук и нижней челюсти, укрепленных в подлокотниках и подголовнике зубоврачебного кресла.
Включение видео происходит лишь тогда, когда руки ребенка лежат на подлокотниках, голова упирается в подголовник, а рот открыт, т.е. в том положении ребенка, которое необходимо для лечения зубов. Стоит ребенку закрыть рот, нагнуть вперед или отвести в сторону голову, поднять руку, изображение на экране видео исчезнет. Таким образом, на основе принципа биоуправления ребенок непрерывно контролирует соответствие своих действий с задачами лечения и собственным интересом – просмотром видеозаписи мультипликационного фильма. При этом врач может поддерживать словесный контакт с ребенком, подавать команды.
Преодоление боязни, а возможно, и страха, при помощи биологической связи — реальная перспектива в стоматологии. К сожалению, владельцы клиник не решаются осуществлять ее уже сегодня и обучать докторов.
Заказ книги: vv_boy@rambler.ru
0 комментариев
Нет комментариев для отображения
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь. Это просто!
Зарегистрировать аккаунт
Войти
Уже есть аккаунт? Войдите здесь.
Войти