Серые границы реставраций: 4 ошибки, которые стоит избегать


Эта серая линия все еще видна. Моя реставрация заметна. Что можно сделать, если реставрации передних зубов привели к неэстетическим результатам?

Выполняя несколько несложных действий, можно изменить стиль ежедневных стоматологических манипуляций. Эти действия не являются тщательно разработанными методиками и не усложняют работу, напротив, они абсолютно просты. Единственное требование – это постоянство применения.

1.jpg

Изображение 1 – При работе с композитами часто приходится замечать серый оттенок реставрации. Каждый композит характеризуется различным оптическим поведением, но, обобщая, можно сказать, что при увеличении толщины эмалевого слоя реставрация на самом деле приобретает серый цвет. 

 

2.jpg

Изображение 2 – На изображении представлены три стакана, внутри каждого из них находится еще по одному стакану. На первом снимке хорошо видны оба стаканы. На третьем снимке внутри также есть стакан, но между ними материал, который делает внутренний стакан оптически незаметным. Этот световой эффект возникает при равных показателях преломления и отражения. При разработке реставрационных материалов исследователи стараются добиться такого же эффекта прохождения света, как и в естественном зубе. Показатель преломления показывает, как и в каком направлении свет пройдет через объект. Прохождение света через естественную эмаль очень эффектно, так как он многократно преломляется и отражается. В композитах такое воздействие обычно менее выражено.

 

3.jpg

Изображение 3 – Получая серую реставрацию, стоматологи могут принять решение воспользоваться более светлой эмалевой массой. Однако при добавлении белого к композитной массе она становится более опаковой. Это не самый подходящий вариант, так как нам нужна прозрачная эмаль, позволяющая видеть цвет дентина и эффекты под эмалевым слоем. Для получения хорошей оптической интеграции мы должны воспроизводить эмалевый слой меньшей толщины, чем естественная эмаль. Это единственный способ сделать два совершенно различных материала похожими. Наиболее часто распространены следующие 4 ошибки.

 

4.jpg

Изображение 4

Ошибка 1 – Использование оттенков шкалы Vita в качестве окончательного ориентира.

Возьмите шкалу оттенков Vita и сравните их с композитами из шприцев с теми же оттенками на этикетках. У меня была возможность общаться со стоматологами со всего мира, и я заметила, что при выборе цвета для прямой реставрации чаще всего используется шкала Vita. Что получается, когда вы подбираете оттенок А3 по шкале Vita, а затем берете шприц А3 из системы композитов, которая имеется у вас в наличии на данный момент? Более чем уверена, что вы совершаете ошибку. (1,2)

 

5.jpg

Изображение 5

Ошибка 2 – Заблуждение, что композиты разных производителей будут выглядеть одинаково.

Композит цвета А3 одного производителя совершенно отличается от композита того же цвета другого производителя. На этом изображении показаны 8 шприцев с указанным на этикетке дентинным оттенком А3. Разные фирмы, одинаковое название и разные свойства. Различные оттенки, насыщенность цвета и опаковость. Невозможно прогнозировать результат, если вы думаете, что все композиты оттенка А3 одинаковы.

 

6.jpg

Изображение 6

Ошибка 3 – Невнимательное отношение к границам полости.

Острые края должны быть сглажены и заполированы. Попытка сделать реставрацию на острых краях, таких как на этом изображении, скорее всего, приведет к эстетической неудаче.

 

7.jpg

Изображение 7 – Для маскировки границ реставрации следует формировать широкий скос (от 1,5 до 2 мм).

 

8.jpg

Изображение 8 – Полировку краем можно выполнять абразивными дисками, резиновыми полирами или многолопастными борами.

 

9.jpg

Изображение 9

Ошибка 4 – Игнорирование толщины эмали.

Проблема заключается в следующем: некоторые стоматологи даже не знают, какую толщину эмалевого слоя они создают. Для получения правильного цвета крайне важно воспроизвести точную толщину эмали. На изображении показаны композитные диски с разной толщиной эмали для наглядного изучения поведения композита. Подготовленные диски выполнены из композитов разных производителей. В целом, эффект эмали толщиной 0,3 мм на дентине почти незаметен, а толщина 0,5 мм – самый подходящий выбор, так как при этом дентин несколько перекрывается, но без снижения насыщенности цвета. Толщина эмали 0,7 мм слишком велика и делает реставрацию серой. При использовании 0,9-1 мм эмали дентин маскируется и теряет свой цвет.

 

10.jpg

Изображение 10 – Ключевым фактором является контролирование толщины эмали. (3,4,5)

 

11.jpg

Изображение 11 – Для определения идеальной толщины эмали (0,5 мм) мы обычно используем инструмент Misura из набора LM Arte.

 

12.jpg

Изображение 12 – Обратная сторона полезна при работе в узких областях или в пришеечной зоне, где не проходит кончик зонда.

 

13.jpg

Изображение 13 – Перелом IV класса. После проведения рентгенологического обследования цвет был выбран на основе индивидуальной шкалы оттенков. (6)

 

14.jpg

Изображение 14 – Изоляция и препарирование полости.

 

15.jpg

Изображение 15 – Построение проксимальной и небной стенок. После этого можно наносить и калибровать дентин.

 

16.jpg

Изображение 16 – С помощью небольшого количества А1 дентина создан эффект гало.

 

17.jpg

Изображение 17 – Вид после нанесения эмалевого слоя.

 

18.jpg

Изображение 18 – Картина после регидратации. В некоторых ситуациях результат не совершенен, но в большинстве случаев  эстетика реставрации удовлетворяет ожидания врача и пациента.

 

19.jpg

Изображение 19 – Перелом IV класса перед реставрацией.

 

20.jpg

Изображение 20 – Для маскировки краев я работала по описанному выше протоколу. Важно использовать индивидуальную шкалу оттенков для выбора цвета реставрации, сформировать скос, провести шлифовку и полировку краев полости и контролировать толщину эмалевого слоя.

 

21.jpg

Изображение 21 – Перелом IV класса перед реставрацией.

 

22.jpg

Изображение 22 – При работе с реставрациями передних зубов в каждом клиническом случае необходимо следовать тем же самым протоколом.

 

23.jpg

Изображение 23 – Перелом IV класса и старая реставрация.

 

24.jpg

Изображение 24 – Изоляция.

 

25.jpg

Изображение 25 – Этап полировки.

 

26.jpg

Изображение 26 – Использование такой же концепции другими докторами (представлен клинический случай доктора Walter Devoto) позволяет получить предсказуемые результаты в повседневной практике.

Заключение

Помните о следующих моментах:

  • Шкала оттенков Vita – это не то же самое, что вы получите на своем материале.
  • Композиты разных производителей имеют разный цвет и опаковость.
  • Края полости должны быть скошены и тщательно очищены.
  • Толщина эмалевого слоя должна быть 0,5 мм или очень близка к этому значению.

Частота проблем с границами реставраций в передних зубах будет значительно уменьшаться без модного оборудования и сложных методов работы.

 

Перевод выполнен специально для форума Stomatologija.su. Пожалуйста, при копировании материала, не забывайте указывать ссылку на текущую страницу.

Источник: http://www.styleitaliano.org/grey-margins-4-mistakes-to-avoid

Литература

  1. Browning WD, Contreras-Bulnes R, Brackett MG, Brackett WW. Color differences: polymerized composite and corresponding Vitapan Classical shade tab. J Dent. 2009;37 Suppl 1:e34-9.
  2. Kim HS, Um CM. Color differences between resin composites and shade guides. Quintessence Int. 1996 Aug;27(8):559-67.
  3. Manauta J, Salat A, Putignano A, Devoto W, Paolone G, Hardan LS. Stratification in anterior teeth using one dentine shade and a predefined thickness of enamel: a new concept in composite layering--Part II. Odontostomatol Trop. 2014 Sep;37(147):5-13.
  4. Manauta J, Salat A, Putignano A, Devoto W, Paolone G, Hardan LS. Stratification in anterior teeth using one dentine shade and a predefined thickness of enamel: a new concept in composite layering--Part I. Odontostomatol Trop. 2014 Jun;37(146):5-16.
  5. Контролируемая толщина материала (техника CBT), часть l
  6. Kahng L. Custom shade matching: fine-tuning and patient communication lead to success. Compend Contin Educ Dent. 2011 Oct;32(8):68-70, 72-4, 76.)
  7. Salat A, Devoto W, Manauta J.Achieving a precise color chart with common computer software for excellence in anterior composite restorations. Eur J Esthet Dent; 2011;6(3):280-96.
  8. Manauta J, Salat A. Layers, An atlas of composite resin stratification. Quintessence Books, 2012.



Похожие публикации

Поставь лайк, чтобы мы и дальше могли публиковать полезные материалы бесплатно



Нет комментариев для отображения



Премодерация

Гость
Вы не авторизованы. Если у вас есть аккаунт, пожалуйста, войдите.
Добавить комментарий

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

Загрузка...